Мотоцикл Восход 3М – это не просто байк. Это легенда, это мечта сотен тысяч молодых граждан Советского Союза, которые и помыслить не могли об импортных чехословацких "Явах" и "CZ" из-за их высокой стоимости. Модель эта не лишена недостатков, но, выпустив её, завод помог многим мотоциклистам осуществить несбыточную мечту и обзавестись собственным двухколёсным транспортом.
Дизайн
Современники часто называли Восход 3М неказистым и невзрачным, сравнивая его с "Явами", "Планетами" и "Юпитерами". С ними можно согласиться, но не будем забывать, что этот мотоцикл стоил заметно дешевле всех вышеперечисленных конкурентов, так что за такую цену с посредственным дизайном можно было смириться.
Технические характеристики
Байк полностью соответствовал своему времени. Он был ремонтопригодным, умеренно надежным и доступным по цене, что и предопределило его популярность. Было произведено много сотен тысяч экземпляров, поэтому найти один из них в хорошем состоянии есть шансы даже сейчас. Характеристики модели не хватали звёзд с неба даже тогда, в годы выпуска, но сейчас ретро-технику всё равно ценят совсем по другим причинам.
Двигатель
Мотор Восхода 3М всегда считался капризным, но в то же время живучим, и он действительно обладает неплохим ресурсом. Двухтактный двигатель мотоцикла представляет собой одноцилиндровый силовой агрегат воздушного охлаждения, корнями уходящий в 60-е годы XX века. Объем – чуть менее 200 кубов (173, если быть точным), мощность – 15 лошадиных сил. Неплохая тяга доступна уже на низких оборотах, хотя пик мощности приходится на 5500 об/мин, и байк начинает беспощадно вибрировать. Увы, это конструктивная особенность архаичного мотора. Максимальная скорость, на которую он способен – 110 км/ч.
Трансмиссия
Хорошая для своего времени 4-ступенчатая трансмиссия с классической схемой (1-N-2-3-4), практически без изменений перекочевавшая на Восход 3М от его предшественников. Но коробка передач очень требовательна к правильной настройке, нужно тщательно соблюдать моменты затяжки болтов и выставление всех зазоров. В противном случае есть шансы столкнуться с распространённой проблемой этой КПП, когда 2 и 4 передачи начинают включаться очень туго. В перспективе это легко может привести к выходу трансмиссии из строя.
Ходовая часть и тормоза
По сравнению с моделью 2М у этой модели подвески более совершенны, задние амортизаторы были доработаны, улучшены, а также получили регулировки преднатяга. Спереди, как и раньше, установлена обычная вилка-телескоп, перья которой прикрыты резиновыми гофрами. Мягкой или энергоёмкой подвеску назвать сложно, но есть у неё и неоспоримое достоинство – она попросту неубиваема, и даже в случае утечки масла можно ездить не одну неделю. А вот про тормоза ничего хорошего сказать нельзя, барабанные тормозные механизмы на обоих колёсах со своей задачей справляются в лучшем случае на троечку. Как, впрочем, и на любых других советских мотоциклах.
Электроника
Именно на третьем поколении Восходов конструкторы перешли от 6-вольтовой бортовой сети к 12-вольтовой. Точнее, на модели Восход 3 устанавливался 7-вольтовый генератор, а вот в 3М вся электроника была уже 12-вольтовой. Но всё равно электронной начинки в этом мотоцикле минимум – генератор, приборная панель да светооптика.
Вес и габариты
Вес мотоцикла уменьшился по сравнению с предыдущей моделью на 3 кг, составив 122 килограмма сухой массы. Это обеспечило Восходу 3М неплохую энерговооружённость и динамику по сравнению с более тяжёлыми конкурентами. Другие его модификации слегка отличались по массе, но сколько весит каждая из них, сейчас сказать за давностью лет уже сложно. А вот габариты были неизменны – ровно 2 метра длины и ширина в 85 см по крайним точкам.
Управляемость
Из-за архаичной конструкции маневренность мотоцикла оставляет желать лучшего, а тормозной путь на сухом асфальте при скорости в 60 км/ч составляет, согласно официальным данным 20 метров. Но для своего времени технические характеристики этой модели были весьма неплохи, и Восход 3М не уступал другим советским байкам, выпускавшимся в то же время и продававшимся по схожей цене.
Расход топлива
В среднем расход бензина составляет 4,5-5 литров на 100 км, заметно меньше, чем у некоторых других моделей тех лет. Двигатель был изначально рассчитан на АИ-76, так что заливать в него высокооктановый бензин не рекомендуется. Объем бензобака одинаков у всех модификаций – 14 литров, чего вполне достаточно, чтобы проехать до 300 км без дозаправки.
Цена мотоцикла
Сейчас стать обладателем нового Восхода невозможно – последняя его модификация, "Турист", была снята с производства в 2008 году. Подержанные экземпляры стоят от 10 тысяч рублей за самые дешевые варианты, а байк в коллекционном состоянии может обойтись в 100-150 тысяч рублей и более. Но стоит учесть, что многие продавцы предлагают мотоциклы, простоявшие без движения десяток-другой лет в гараже, причём зачастую без документов. Восстановить их, в теории, можно в ГИБДД, но для этого придётся пройти через девять кругов бюрократического ада.
Ремонт и тюнинг
Несомненным достоинством любой советской мототехники является простота ремонта и обслуживания. А вот к минусам можно отнести то, что ковыряться в гараже приходится чаще, чем хотелось бы. Во многом это связано с солидным возрастом всех сохранившихся экземпляров мотоциклов, и Восход 3М не стал исключением из этого правила.
Ремонт
Починить в нём можно всё! Нет, серьёзно – почти все узлы ремонтопригодны в той или иной степени. Многие байкеры, рассекающие ныне на "Хондах" и "Харли-Дэвидсонах", начинали именно с советских мотоциклов, и именно с их помощью они получили первые навыки мотомеханика, которые необходимы любому любителю двух колёс. Так что если вы в жизни не держали в руках даже гаечного ключа, бояться ремонта с этой моделью не надо – в ней всё просто.
Запчасти
Сейчас запчасти можно найти только с рук или в узкоспециализированных магазинах, причём часто подержанные, а не новые. Из-за их недостатка некоторые владельцы выкручиваются, пытаясь приспособить китайские или японские комплектующие. В ряде случаев проделать это возможно, но придётся постараться, а также затратить много времени на подбор подходящих железок.
Тюнинг
Если вы хотите восстановить байк до оригинального состояния, как он того и заслуживает, то забудьте слово "тюнинг", как страшный сон. Но если Восход 3М используется вами по прямому назначению, то есть в качестве транспорта, то тут возможны варианты. Чаще всего владельцы меняют амортизаторы на более совершенные (недорогих китайских вариантов хватает), или заменяют карбюратор. Особенно это актуально для экземпляров, которые с завода оснащались не чехословацкими карбюраторами, а советскими, менее качественными. По данной теме у нас есть отдельная статья: Как сделать тюнинг Восход 3м своими руками.
Модификации мотоцикла
- Стандартный Восход 3М. Представляет собой модифицированную версию модели 3, которая, в свою очередь, разработана на основе 2М.
- Люкс. Выпускался ограниченной серией, отличался более качественным ЛКП и большим количеством хрома. В продаже сейчас встречается редко.
- Турист. Имел усиленный перемычкой руль, кофры, багажник, дуги безопасности и более высокую максимальную скорость, до 145 км/ч. Все отличия хорошо видны на фото. Производилась эта модель аж до 2008 года!
Плюсы и минусы
Советская техника была неплохой, но ничто не совершенно. А мотоцикл Восход 3м у советских байкеров считался довольно капризной техникой, которая периодически начинала жить своей жизнью – то не заводится, то ещё какая напасть. На самом деле бережное отношение к своему двухколёсному другу и своевременное техническое обслуживание помогают избежать большинства потенциальных неполадок.
Преимущества
- Доработанная система воздушного охлаждения двигателя, увеличившая его ресурс.
- Современное по меркам той эпохи 12-вольтовое электрооборудование.
- Качественные карбюраторы чехословацкого производства (не на всех годах выпуска).
- Наличие индикатора износа тормозных колодок.
- Встроенная противоугонная система (механическая блокировка руля).
Недостатки
- Короткие межсервисные интервалы. Обслуживать мотоцикл нужно часто.
- Сильные вибрации на высоких оборотах, из-за которых изображение в зеркалах заднего вида начинает расплываться.
- Общая капризность мотора и КПП Восхода 3 М к настройкам. Если неверно выставить какие-нибудь зазоры, проблемы не заставят себя долго ждать.
Отзывы владельцев
Был у меня такой мот когда-то, тогда всё было в кайф, но потом обломилась Ява за недорого, и я понял, что в аду мне часть мучений точно зачтется. По сравнению с ней (а сравнение-то корректное, мотоциклы почти ровесники) у Восхода комфорт на нуле, заводится он, когда хочет, трясется на оборотах, как припадочный чихуахуа. С движком и коробкой проблем не было серьезных, но по мелочи постоянно что-то отваливалось, так что я сейчас этот мотоцикл с закрытыми глазами собрать и разобрать могу. Из плюсов у него только дешевизна была, а все остальное - сплошные минусы. Иван, Тверь.
Хороший был драндулет для своего времени, неубиваемый совершенно. Что я с ним только не вытворял - и от гаишников по полям удирал, стоя на подножках, чтобы из седла не вылететь, и троих пассажиров сразу возил, и бензин заливал, простоявший в бочке в гараже лет пять точно, а ему хоть бы хны. Железный и надежный, как Советский Союз! Жаль, такой мототехники уже давно не делают :( Игорь, Свердловская область.
Начинал именно с этого байка, ещё в 80х, штука неплохая! Выглядит неказисто, но едет бодро, во владении одновременно были Восход 3М и Минск 125, так вот Минск по всем фронтам проигрывал, отставал сразу после старта и скорость набирал медленнее. Тормоза у обоих примерно на одном уровне, расход тоже плюс-минус. Сергей, Дедовск.
Похожие модели
- Восход 2М. Выпускался недолго, с 1976 по 1979 год, пока не был заменён на более современную модель.
- ЗиД 175 "Сова". Популярный и распространённый мотоцикл, который, однако, так и не обрёл культового статуса.
- Иж Планета 3. Заметно более мощный байк, предлагавшийся покупателям в том числе и с боковым прицепом.
Часто задаваемые вопросы
- Во сколько может обойтись восстановление такого байка до оригинала? Мот на ходу, но колхоза много в нём. Если хорошенько поискать, то тысяч в 100 рублей вполне можно уложиться.
- А от модели 2М на него подходят запчасти? Так как 3 М является развитием предыдущей модели, совместимость у них есть, но не стопроцентная. Различий между ними хватает.
- Никак не могу отрегулировать карбюратор нормально. Что делать? Это известная проблема. Если вы не очень дорожите "оригинальностью", просто замените карбюратор на более современный, какой-нибудь японский или китайский.
Видео тест драйв мотоцикла
Вывод
В наши дни технические характеристики мотоцикла Восход не позволяют ему на равных конкурировать с современными аналогами. Но ему это и не нужно – его время прошло, и сейчас он может гордиться принадлежностью к классу ретро-техники времён Советского Союза. Кто сейчас будет ездить на Восходе каждый день, когда на рынке полным-полно предложений других моделей на любой вкус и кошелёк? А вот бережно восстановить старичка до оригинального состояния и изредка выкатывать его на прогулку в хорошую погоду – совсем другое дело.
Технические характеристики
Максимальная мощность двигателя: | 15 Л.с. |
Рабочий объем: | 173 см3 |
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов): | 1-цилиндровый, 2-тактный |
Количество цилиндров: | 1 |
Кол-во клапанов: | |
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор): | |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | |
Система запуска (Электростартер, кик-стартер): | |
Максимальная скорость в км/ч: | 110 км/ч |
Система охлаждения: | Воздушное |
Трансмиссия (коробка передач): | 4-ступенчатая |
Сцепление (Сухое / В масляной ванне): | |
Привод: | Цепь |
Рама: | Стальная |
Ходовая часть | |
Подвеска (Ход передней / задней): | |
Тормоза (Впереди / сзади): | |
Колеса / Шины / Резина: | |
Размеры и масса | |
Габариты (Длина / Ширина): | |
Высота по седлу: | |
Дорожный просвет: | |
Снаряженная масса: | |
Вес: | 122 кг |
Емкость топливного бака: | 14 л. |
Ёмкость аккумулятора: | |
Года выпуска: | |
Страна производства: |