Появившийся в начале военных лет, в 1941 году, мотоцикл М 72 был скопирован с удачной по меркам тех лет немецкой модели BMW R71. Советские инженеры внесли в конструкцию ряд изменений, сделав раму более прочной на скручивание, и решили, что будет отличной идеей оснащать байк не только боковой коляской, но и вооружением. В результате этот стальной конь Красной Армии классифицировался, как лёгкая бронетехника, и длительное время использовался исключительно в военных целях. В свободную продажу он поступил только в 50-х годах XX века, в гражданском исполнении. Производился байк на разных завозах – "ММЗ" в Москве, "КМЗ" в Киеве, "Ирбит" на Урале... Именно он послужил прообразом мотоцикла Урал, и из выпущенных 8500 экземпляров некоторые до сих пор на ходу.
Дизайн
В военные годы о внешности мототехники никто не думал, поэтому мотоцикл М72 получился таким, каким и должен был – угловатым, железным и брутальным. Это исчадие советской промышленности в те годы выпускалось исключительно в комплектации с люлькой и пулемётом! Версия для гражданских начала продаваться в 1955 году, отличаясь модифицированным двигателем и мелкими стилистическими изменениями, но всё равно она была приспособлена для установки вооружения в случае необходимости. Все владельцы даже обязаны были ставить свою собственность на учёт в военкомате, так как в случае войны они могли быть реквизированы для армейских нужд.
Технические характеристики
Купив пять экземпляров БМВ Р71, советские конструкторы разобрали их по винтику и подчистую скопировали, не внеся практически никаких изменений. Технические характеристики байка полностью соответствовали своему времени – немецкий оригинал хорошо зарекомендовал себя в Вермахте, а советская копия – в РККА. Официально он именовался "военным мотоциклом", и полностью соответствовал этому описанию.
Двигатель
На всех версиях устанавливался 746-кубовый 4-тактный 2-цилиндровый нижневальный оппозитный мотор воздушного охлаждения. Для своего времени он был неплох – 22 л.с. на 4600 об/мин, причём двигатель отличается уверенной тягой на низких оборотах. Даже с коляской он способен вытянуть байк из грязи. В одиночном исполнении ИМЗ М 72 способен развить скорость до 110 км/ч, а с коляской – до 90 км/ч.
Трансмиссия
М72 оснащался передовой для 40-х годов 4-ступенчатой трансмиссией. Передачи можно переключать и педалью, и рычагом, расположенным справа от бензобака, но в современной технике подобная конструкция давно уже не применяется. Привыкнуть к ней, скорее всего, будет нелегко.
Ходовая часть и тормоза
В этом байке была применена технологичная дуплексная стальная рама и вилка-телескоп, которая тогда была новинкой (хотя некоторые экземпляры оснащались и рычажной вилкой). Крутящий момент на заднее колесо передаётся с помощью карданного вала. Тормоза самые примитивные, барабанные, зато они не боятся ни песка, ни грязи.
Электроника
Конструкторы оснастили мотоцикл М 72 6-вольтовым аккумулятором и 45-ваттным генератором. Зажигание ему досталось самое стандартное, батарейное, хотя спортивные версии оснащались магнето. Некоторые энтузиасты переводят байк на 12В, но подобное вмешательство в конструкцию неизбежно влечёт за собой массу других доработок.
Вес и габариты
Масса M72 без коляски достигает 225 кг, а с ней переваливает за 350 кг. Чугунные цилиндры, массивная рама, отсутствие любого пластика – всё это сделало байк очень тяжелым. Высота по седлу при этом умеренная, 790мм в стоковом состоянии, так что достать ногами до земли без проблем получится у большинства байкеров.
Управляемость
С коляской байк перемещается по дорогам с грацией бегемота, как и более поздние "Уралы". Без неё рулится он значительно лучше, но всё равно надо быть осторожнее. Грубая громоздкая рама и предельно простые подвески не способствуют хорошей маневренности.
Расход топлива
Заявленный расход бензина у мотоцикла М 72 – около 7 литров на 100 км, но реальные значения напрямую зависят от состояния конкретного экземпляра. В бензобак влезает целых 22 литра, так что запас хода у байка в любом случае неплох, тем более он способен ездить вообще на любом бензине, независимо от его качества и октанового числа. В те годы, когда его производили, никто и не слышал про АИ-92, не говоря уже о более высокооктановых сортах топлива.
Цена
Найти мотоцикл М72 можно за сумму от 15-20 тысяч рублей, но за эту сумму будут доступны экземпляры, ржавеющие и сарае последние 20-30 лет и, скорее всего, лишённые документов. Стоимость полностью восстановленного байка в коллекционном состоянии легко достигает 200-300 тысяч.
Ремонт и тюнинг
Как и вся советская техника, этот мотоцикл отличается простотой конструкции и ремонтопригодностью. Обслуживать и чинить его можно своими силами с помощью минимального набора инструментов.
Ремонт
Для ремонта М72 сойдёт любой гараж и чемоданчик с инструментами за 3 тысячи рублей. В сети полным-полно подробных инструкций о всех сервисных операциях и "болезнях" этих байков, так что разобраться во всех нюансах не составит труда. Но высокой надёжностью они не отличаются – в военное время техника не жила долго, и делать её долговечной было нерентабельно, поэтому все сохранившиеся экземпляры мотоцикла требуют регулярного внимания и приложения рук.
Запчасти
Оригинальные запчасти на этот двухколёсный раритет найти можно на досках объявлений и форумах владельцев. Многие узлы подходят от "Уралов" и М61, но далеко не все. Стоимость оригинальных запчастей варьируется в зависимости от их распространённости и состояния, и может быть как копеечной, так и очень внушительной.
Тюнинг
В мире осталось мало мотоциклов М 72 в состоянии, которое можно хотя бы условно назвать живым. Поэтому всех любителей взять древний байк и соорудить из него очередной "настоящий чоппер" в лучших традициях колхоза "Красный Ленин", вооружившись болгаркой и сваркой, надо пожизненно отлучать от гаража и навсегда отнимать категорию "А", а к мотоциклам не подпускать и на пушечный выстрел. Такую редкость надо не тюнинговать, а восстанавливать и реставрировать.
Модификации
М72 выпускался в двух версиях, с коляской и без оной, причём боковые прицепы оснащались креплениями для бортового вооружения. При желании люльку можно отсоединить, и мотоцикл не утратит способности к передвижению даже без каких-либо доработок. В течение производства производились мелкие обновления, но серьёзное изменение было только одно, в 1956 году – на конвейеры пошла модель М 72М. Она отличалась новой люлькой, усиленным редуктором задней передачи, доработанным двигателем и усовершенствованными колёсами, которые стали прочнее благодаря по-новому закреплёнными спицами.
Существовало также несколько спортивных модификаций, но найти их сейчас практически невозможно. Энтузиасты, впрочем, могут попытаться:
- М 72К, облегченный кроссовый вариант с форсированным мотором. Выпускался мелкими партиями.
- М 75М. Представлял собой доработанную версию предыдущей модификации, с коляской и верхнеклапанным двигателем. Иногда ошибочно именуется М72М.
- М 76. Одиночная (без люльки) версия обычного мотоцикла М 72, тоже с верхнеклапанным мотором, родственным тому, что устанавливался на М 61.
- M 80. Практически штучная модель, создававшаяся специально для соревнований.
Плюсы и минусы
Сложно говорить о сильных и слабых сторонах, когда речь идёт о мотоцикле, выпускавшемся 50-70 лет назад. Для своего времени и своих целей М72 был хорош, но с тех пор многое изменилось.
Преимущества
- Надёжная 4-ступенчатая трансмиссия, передовая для своего времени.
- Хорошие способности к преодолению бездорожья.
- Феноменальная ремонтопригодность. Починить байк можно в прямом смысле с помощью молотка и отвёртки.
Недостатки
- Недостаточная жёсткость рамы на ранних экземплярах. При нагруженной коляске это может привести к скручиванию рамы, особенно при езде по бездорожью.
- Частые поломки. Советские конструкторы не закладывали в военную технику большого ресурса, так как во время войны она была "расходником".
- Трудность с поиском запчастей, особенно оригинальных.
Отзывы владельцев
В детстве был М72, первый мотоцикл. Что я с ним только не делал... Знал бы тогда, что это такой раритет - относился бы по-другому. Но все равно вспоминаю с теплотой, именно он мне привил любовь к байкам и кручению гаек. Сейчас бы ни за что продавать не стал, иногда даже подумываю поискать вариант в продаже, чтобы самому восстановить, но это так, мечты. Иван, Подольск.
Настоящий советский монстр!!! Не чета поздним Уралам, которые на ходу разваливались спустя десять лет после выпуска. М-72 - это как танк Т-34, только двухколесный, такой же чугунный, неубиваемый и ремонтопригодный. Дмитрий, Тюмень.
М72 достался по наследству, стоит в гараже с конца 90-х годов, последнюю пару лет занимаюсь восстановлением потихоньку. Мот уже ездит, оригинальная коляска куплена и подготовлена к покраске, но процесс идет медленно, занимаюсь только по выходным иногда, времени просто не хватает. Пока на запчасти и работы потрачено около 120т, думаю, уйдёт ещё столько же, но в итоге будет восстановленный до 100% оригинала мотоцикл, за исключением покрышек - хоть в музей ставь. Любимая игрушка выходного дня )) Александр, Ростов-на-Дону.
Похожие модели
- ИМЗ М 61. Прямой потомок М 72, выпускавшийся на протяжении 4 лет, с 1957 по 1961. Оснащался верхнеклапанным двигателем вместо нижнеклапанного.
- Урал М 62. Производился на Ирбитском заводе с 1961 по 1965 год, отличался усовершенствованным зажиганием и возросшей на 2 л.с. мощностью мотора.
- Урал-2 М 63. Первый советский тяжелый мотоцикл с передовой на тот момент маятниковой задней подвеской с пружинными амортизаторами. Выпускался с 11963 по 1971 год.
Часто задаваемые вопросы
- Есть в гараже дедушкин мотоцикл М 72, но мотор мёртвый, восстановлению не подлежит. Можно ли воткнуть в него движок от Урала? С рядом серьёзных доработок – можно. Но намного проще будет попытаться найти верхнеклапанный двигатель от М 61, он влезет в раму с меньшим трудом.
- За сколько можно продать М72 на ходу? Заводится, едет, состояние колхозное. Если большая часть оригинальных запчастей сохранена, то можно рассчитывать на цену до 80-100 тысяч. Другое дело, что найти ценителя, готового купить байк под восстановление, может быть непросто.
- Масла, на которые он рассчитан, уже сто лет как не производят. Какие лучше использовать? Любое недорогое масло для мотоциклов подойдёт. Байк в этом плане не привередлив.
Видео тест драйв
Вывод
Мотоцикл М 72 – продукт военного времени. Даже по фото видно, что он был спроектирован для одной цели – производиться как можно быстрее и дешевле. Сейчас этих ветеранов осталось очень мало, и, если вам в руки попадётся этот байк, лучшим решением будет либо отреставрировать его, либо отдать в заботливые руки людей, которые справятся с этой задачей.
Технические характеристики
Максимальная мощность двигателя: | 22 л. с. при 4 600 об/мин Л.с. |
Рабочий объем: | 746 см3 |
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов): | Оппозитный |
Количество цилиндров: | 2 |
Кол-во клапанов: | |
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор): | |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | |
Система запуска (Электростартер, кик-стартер): | |
Максимальная скорость в км/ч: | 95 км/ч |
Система охлаждения: | Воздушное |
Трансмиссия (коробка передач): | 4-ступенчатая |
Сцепление (Сухое / В масляной ванне): | |
Привод: | Кардан |
Рама: | Стальная |
Ходовая часть | |
Подвеска (Ход передней / задней): | |
Тормоза (Впереди / сзади): | |
Колеса / Шины / Резина: | |
Размеры и масса | |
Габариты (Длина / Ширина): | |
Высота по седлу: | |
Дорожный просвет: | |
Снаряженная масса: | |
Колесная база: | 1430 мм |
Вес: | 225/350 кг |
Емкость топливного бака: | 22 л. |
Ёмкость аккумулятора: | |
Года выпуска: | |
Страна производства: |